Определяет НПС Федеральный закон 161. Это совокупность организаций, предоставляющих услугу по переводу. Следуя действующим нормам, получить ее можно на основании договоров.
Перевод производится с помощью безналичной формы, с оглядкой на действительные рекомендации нормативной документации РФ.
ФЗ-161 рассматривает массу вопросов, затрагивающих систему национальных платежей. Кратко закон состоит из следующих подразделов, рассматривающих отдельные вопросы:
- Общие понятия и термины (Глава 1).
- Требования к деятельности каждого из участников процесса перевода денег (Глава 2).
- Рекомендации к организации системы (Глава 3).
- Установленные нормы значимости НПС (социальная, системная). Перечень может быть дополнен.
- Определение требований к юрлицам, зарегистрированным в РФ, желающим поучаствовать в трансграничных системах (Глава 4).
- Порядок определения клиринга и формы расчетов по платежной системе.
- Отслеживание всех операций по Национальной платежной системе (Глава 5).
- Порядок создания гарантийного фонда и использования его средств.
- Национальная платежная система РФ
- Особенности участия в НПС
- Правила переводов
- Обязательства оператора
- Возврат денег
- Прекращение использования электронного средства
- Изменения и поправки в законе
- Статья 2
- Статья 9 закона о национальной платежной системе
- Статья 19.1
- Ст.30.1
- Статья 30.5
- Скачать 161 ФЗ о национальной платежной системе, последняя редакция
- Общие положения
- Последняя редакция, внесение поправок в Федеральный закон
- Кратко о ФЗ номер 161 статья 9
- Оказание услуг
- Особенности электронного перевода
- Правила участия в НПС
Национальная платежная система РФ
Под понятием НПС в России принято подразумевать объединение (совет) банков, эмитирующих свои карты под логотипом системы.
Вступать в национальные платежные системы могут все финансовые учреждения, если они будут являться резидентами России. Она имеет определенное значение для развития денежно-кредитной политики государства и должна стать альтернативным вариантом международных систем, среди которых MasterCard и VISA.
Главное предназначение НПС РФ заключается в тщательном сохранении личной информации владельцев банковских карт. Благодаря введению собственной НПС, которая призвана регламентировать и регулировать все аспекты, обработка всех финансовых операций осуществляется в пределах территорий, находящихся под юрисдикцией российского правительства, и как следствие, персональные данные россиян не уходят за границу.
Отечественная система способна обеспечить оборот финансовых активов в стране, управлять общей денежной массой, снизить расценки на разнообразные расчетные услуги, а также в состоянии оказать существенную поддержку при регулировке курса рубля.
Фактически, к субъектам НПС относят:
- оператор платежной системы, следовательно, организация, предоставляющая услугу по переводу, устанавливающая правила предоставления финансовых возможностей;
- государственный оператор по переводу. По ст.2 ФЗ-161, такими являются структуры, владеющие правом осуществлять и предусмотреть перевод финансов по требованиям российской законодательной базы (Банк России и иные кредитные структуры, наделенные правом проведения переводов);
- оператор электронных средств;
- банковский платежный агент – компания или российский ИП (не считая кредитные фирмы), вовлеченный в пределах деятельности, обозначенной в ФЗ-161;
- платежеспособные агенты;
- банковский субагент – организации или ИП, которым интересен банковский агент для реализации переводов. Фактически, проведение платежа пройдет через посредника;
- Федеральная почтовая служба – еще один законный участник системы.
Особенности участия в НПС
Законодатель предусматривает, что услуги по переводу денег могут осуществлять те банковские контрагенты, с которыми у потребителей имеются договоренности.
Касательно участия в НПС банка, то должны тщательно соблюдаться требования ст.14 ФЗ-161. Однако, допускается участие почтовых организаций в национальной платежной системе. Их роль и обязанности регулируются действующим нормативным актом №176 от 17.07.1999 года.
Относительно участия в предоставлении услуг уполномоченных на то платежных агентов, то здесь стоит ознакомиться с правилами и рекомендациями, утвержденными в положениях ФЗ-103, принятом 03.06.2009 года.
Правила переводов
В ФЗ-161 обозначено, что предоставление услуг оператором возможно лишь на основании имеющихся распоряжений клиента, которым выступает получатель, отправитель финансовых средств. Оно выполняется в четком соответствии действующим правилам.
Перевод производится за счет плательщика. Деньги могут находиться на личном банковском счете клиента (их можно свободно использовать), либо предоставляться в форме наличных средств.
Нужно указать, что перевод исполняется посредством учета денежных средств, которые поступают адресату, не имеющему расчетного счета. Данная схема в последние годы приобретает востребованность, и характерна при выводе денег с различных электронных кошельков.
Обязательства оператора
Как только деньги поступят на счет, оператор снимает с себя ответственность по переводам.
Пока адресат не получит свои деньги, оператор должен своевременно предоставлять клиентам информационную поддержку касательно всех условий по выполнению услуги. Одним из важнейших критериев является доступность информации. Все представленные сведения должны быть понятными для восприятия.
В целом, функции оператора будут заключаться в следующих моментах:
- Ознакомление пользователя с суммой комиссионного сбора и порядком его взимания, если это указано в договоре. Работник банка сразу же сообщает все данные.
- Консультирование клиентов относительно определения курса обмена валют, если денежный перевод выполняется в валюте иностранного государства.
- Разъяснение моментов, связанных с порядком оформления претензий. Это позволяет установить более доверительные отношения.
- Информирование относительно иных значимых при оказании платежных услуг сведений.
Важный момент! Если оператор не выполняет законодательные требования относительно информирования своего потенциального клиента о сумме комиссионных сборов, в ч.4 ст.9 ФЗ-161 предусматривается, что он будет должен возместить обратившемуся к нему человеку всю сумму, о списании которой тот не был осведомлен. Именно такой проект Государственная Дума одобрила.
Возврат денег
Владельцы банковских карт часто сталкиваются с проблемами возраста денег, которые были списаны незаконно, или без желания пользователя. Согласно последним поправкам в ФЗ-161, банк, выпустивший карту, обязан обеспечить техническую защищенность финансового инструмента.
Фактически, новые правила ФЗ-161 вводят понятие презумпции невиновности клиента. Это означает, что при возникновении проблемных ситуаций, банк или оператор должны доказать свою непричастность к пропаже средств, и возврат денег осуществляется ими же.
В противном случае, они обязаны возместить пропавшую сумму, а также могут столкнуться с возмещением морального ущерба. Однако сделать это можно, если клиент обратился с заявлением о пропаже средств не позднее следующего дня после того, как был получено сигнал о списании денег.
Прекращение использования электронного средства
Возможно приостановить или полностью прекратить процесс перевода, если клиент изъявил такое желание. Подобное установлено на законодательном уровне. Чтобы остановить систему, клиенту нужно обратиться к банковскому оператору, и уведомить его о принятом решении.
Электронное средство перестает использоваться по инициативе оператора. Как правило, подобные ситуации возникают, если клиент совершил некие нарушения условий предоставления услуги. При этом приостановка или прекращение использования не избавляет операторов и клиентов от возложенных на них обязательств.
Исключение составят ситуации, когда перевод денег не осуществился, о нарушениях стало известно до момента отправки средств со счетов отправителя.
Изменения и поправки в законе
Закон о платежной системе является одним из лидеров по количество корректировок и правок. Последние изменения зафиксированы 1 мая 2017 года, и они вступили в силу спустя несколько дней. Впрочем, некоторые правки стали действительны лишь на июнь 2017 года.
Все вносимые поправки основывались на требованиях ФЗ-59, и в основном затронули лишь 3-ю главу ФЗ-161.
Статья 2
Текст этого положения ФЗ регламентирует взаимоотношения, возникающих между участниками НПС. В статье 2 указывается:
- закон об электронных платежах соответствует нормам Конституции РФ, и не противоречит международным контрактам;
- Российская Федерация в лице Правительства вправе принимать дополнительные нормативные акты, нацеленные на контроль НПС;
- ЦБ РФ может принимать непосредственное участие в процессе регулирования НПС посредством принятия законов, рекомендаций, нормативов.
Статья 9 закона о национальной платежной системе
Характеризует процесс использования средств НПС, устанавливает ключевые рекомендации и требования последняя редакция ст. 9, где указывается:
- использование финансов происходит при подписании договора;
- оператор может отказать клиенту в совершении договорных обязательств;
- диспетчер должен проинформировать потребителя об использовании им платежной системы, рассказать о проводимых операциях (номер перевода), дать актуальную информацию относительно размеров комиссии, если она предусмотрено договором;
- нацоператор фиксирует и обрабатывает все уведомления клиента;
- операторы обязуются уведомить клиентов об их электронных средствах платежа;
- регламентируются возможные споры, методы их разрешения, связь между участниками;
- пользование услугами НПС приостанавливается по просьбе клиента или по инициативе оператора;
- утерянные банковские карты можно восстановить по заявлению;
- если оператор не сообщил своему пользователю о денежных транзакциях, он возмещает сумму перевода.
Статья 19.1
После запретов Украиной на денежные переводы из России была введена ст.19.1 ФЗ-161. Данный норматив рассматривает особенности проведения трансграничных переводов в ситуациях, когда иностранное государство установило запрет.
Теперь нужно одобрять перевод, и принятие этой нормы позволило создать правила, которые должны соответствовать законодательной базе.
Для того чтобы требования, обозначенные в ст.19.1, исполнялись в четком соответствии законодательной базе, проводится тщательный контроль. Все его критерии обозначены в положениях ст.19.1, и соответствуют Международным стандартам финансовой отчетности, действующими на территории РФ.
Ст.30.1
Данная статья говорит об организации национальной системы платежных карт (НСПК). Она необходима для обеспечения бесперебойности выполнения услуги.
Отдельно указывается, что официальным знаком обслуживания НСПК является графическое изображение рубля, утвержденное банком России. Следовательно, карта банков-партнеров НСПК имеет такую отметку.
Статья 30.5
Эта статья определяет участников НСПК «МИР» (субъекты), а также обозначает, какие кредитные организации могут быть операторами при предоставлении услуги денежного перевода. Также указываются основные рекомендации к операторам, и регулируется система подачи информации относительно всех проводимых операций клиенту.
Скачать 161 ФЗ о национальной платежной системе, последняя редакция
Скачать и ознакомиться с полным текстом текущей редакции ФЗ-161 «О НПС» вы можете на нашем сайте по следующей ссылке. ⇐
Кроме того,если вас интересуют комментарии к посл. ред. закона, более подробно изучить их вы можете на нашем интернет портале. ⇐
На территории Российской Федерации уже достаточно продолжительное время действует оказание услуг по осуществлению транзакций денежных средств.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Если ранее этот момент никак не регулировался законодательством, то с 2011 года было принято решение на законодательном уровне урегулировать порядок предоставления подобных услуг компаниями.
Все это связано с тем, что нередко добропорядочные граждане сталкивались с некачественным обслуживанием организаций, принимающих оплату.
Все координально изменилось с принятием ФЗ 161 о национальной платежной системе. В данном случае необходимо подробно рассмотреть данный нормативно правовой акт, а также уточнить, какие в него вносились изменения в последнее время.
Общие положения
Как и любой иной нормативно правовой акт, данный Федеральный закон имеет отдельные главы и статьи.
Рассмотрим основные положения действующего закона на территории Российской Федерации:
Глава первая «Общие положения». Здесь речь затронута о функциях нормативно правового акта | А также о порядке его применения в современной жизни |
Во второй части закона присутствует информация о порядке проведения операций по оплате | А также использовании электронных средств транзакции |
Третья часть закона содержит информацию о субъектах введенной системы | А также выдвигаемые требования к их деятельности |
В следующей главе нормативно правового акта речь затронута о к организации | А также функционированию платежных систем |
Последующая глава содержит информацию о применении национальных карт оплаты Мир | — |
Последующий раздел закона содержит статьи о порядке осуществления надзора | В сфере национальной системы оплаты |
В заключительной части нормативно правового акта присутствует информация | О порядке вступления закона в юридическую силу |
В соответствии с данным законом, любой банк, ведущий деятельность на территории Российской Федерации, обязан работать не только с иностранными платежными системами.
Но также активно использовать и программу российского производства, активно предлагая клиенту финансовые продукты российских платежных систем.
Последняя редакция, внесение поправок в Федеральный закон
Нормативно правовой акт был принят 27.06.2011 года, при этом новые редакции закона с того момента не выпускались, но несмотря на это к тексту документа применялись некоторые изменения на основании иных законопроектов, а именно:
Статья № 9 | «Порядок использования электронных средств платежа», претерпела серьезные изменения |
Статья № 2 | «Нормативно правовое регулирование отношений в национальной платежной системе» |
Статья № 19,1 | «Особенности осуществления трансграничного перевода денежных средств в случае введения запретов иностранным государством» |
Все упомянутые статьи претерпели существенное или незначительное изменение, которые вступили в силу 5 мая 2017 года, когда нормативно правовой акт претерпел последнее изменение в редакции.
Кратко о ФЗ номер 161 статья 9
В данной статье Федерального закона раскрывается тема эксплуатации электронных систем оплаты.
Рассмотрим более подробно положения данной части документа:
Применение электронных средств оплаты может использоваться | Исключительно после подписания соответствующего договора |
Оператор, который осуществляет принятие, и исполнение электронного платежа | Имеет право отказать в услуге клиенту |
До того, как будет заключен договор | В обязательном порядке оператор информирует обо всем клиента |
Оператор обязуется уведомлять своих клиентов | О совершении каждой электронной оплаты |
У клиента имеется возможность направить соответствующее обращение | При утрате платежного инструмента |
Все оповещения от клиента или оператора | Обязательно должны фиксироваться последним |
Клиент вправе получать все необходимые для него документы | Относительно электронного устройства оплаты |
В случае направления обращения, оно обязательно должно быть рассмотрено в срок | Не превышающий 30 дней |
Электронное платежное устройство может быть приостановлено | При соответствующем обращении от клиента |
Если приостанавливается или прекращается действие платежного инструмента | Это не может препятствовать переводу денежных средств |
Если платежный инструмент используется без согласия клиента | Об этом обязательно уведомляется оператор |
Если средства с электронной системы были списаны без ведома клиента | То оператор обязуется возместить ущерб |
Если оплата не была произведена и денежные средства не были переведены | То клиенту обязуются возместить сумму транзакции |
Если не будет доказано, что клиентом нарушены правила использования электронной системы | При этом будут утрачены средства, то они возмещаются |
В заключительной части статьи присутствует информация об обязанностях оператора | При возмещении средств |
При работе с физическими лицами, все переговоры, а также уведомления должны выполняться в тишине, так как речь касается транзакции денежных средств, которые находятся на балансе электронной платежной системы.
Оказание услуг
Порядок оказания услуг для физических лиц финансовыми учреждениями регламентируется статьей № 4 данного нормативно правового акта.
Данный пункт документа содержит следующие положения:
Все предоставляемые для участников национальной системы оплаты услуги | Должны соответствовать тексту оформленного ранее договора |
Все финансовые учреждения, оказывающие услуги, взаимодействуют с операторами | Также на основании договоров |
Совершаемые денежные переводы, которые производятся путем оказания услуг Почтой России | Регламентированы положениями ФЗ № 176 «О почтовой связи» |
Принимаемые транзакции агентами | Основываются на положениях Федерального закона № 103 |
Для каждого гражданина, который оформит соответствующий договор и будет пользоваться услугами национальной платежной системы, все оказание услуг регламентируется в соответствии с текстом нормативно правового акта.
Особенности электронного перевода
В данном случае речь идет о совершении транзакций, которые выполняются при помощи соответствующего инструмента оплаты.
Здесь клиент может столкнуться со следующими особенностями:
Для каждого платежного инструмента устанавливается свой лимит | На перевод или снятие средств |
Электронная платежная система привязывается к действующему банковскому счету | Который открывается гражданином |
В случае задержки транзакции, оператор обязуется уведомить об этом клиента | А также при необходимости вернуть средства |
Каждый электронный перевод нуждается в соответствующем подтверждении клиента | В целях безопасности |
Продолжительность перечисления средств, зависит от получателя оплаты | А также размера перечисляемых средств |
При использовании национальной платежной системы, как правило клиентам предстоит столкнуться с этим рядом особенностей.
Правила участия в НПС
Несмотря на то, что НПС — это достаточно молодая система в сравнении с зарубежными аналогами, в ней установлены исключительно свои правила для участия в программе для клиентов, а именно:
- услуги предоставляются исключительно после того, как клиент и финансовое учреждение подпишут соответствующий договор;
- электронная платежная система может применяться исключительно для целевого предназначения;
- не допускается использование платежных инструментов для проведения мошеннических действий или иных сомнительных операций;
- при участи в программе, для клиента должны оказываться соответствующие услуги предусмотренные договором;
- пользователь электронной платежной системы обязуется поддерживать состояние лицевого счета в положительном балансе;
- при необходимости осуществляется перевыпуск платежного инструмента при наличии соответствующего заявления от гражданина;
- пользоваться национальной платежной системой вправе, физические и юридические лица, а также резиденты страны и иностранные граждане.
В данном случае описан основной перечень правил использования данной системы. Также в действующей редакции Федерального закона № 161 присутствуют дополнительные сведения о порядке применения электронной системы для совершения транзакций и оплаты.
Следующая