Закон 173 ФЗ «О трудовых пенсиях»: редакция 2020 года

Федеральный закон № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” был принят Государственной Думой в третьем чтении 30 ноября 2001 года и утверждён Советом Федерации 5 декабря 2001 года. Президент подписал закон 17 декабря 2001 года, после чего он вступил в силу.

ФЗ о трудовых пенсиях определяет следующие категории трудовых пенсий:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по причине потери кормильца.

Фз о занятости населения в РФ смотрите здесь:

Трудовая пенсия по старости подразделяется в свою очередь на:

  • страховую часть;
  • накопительную часть.

Гражданам, которые претендуют на получение разных пенсий предоставляется выбор одной из них по своему желанию. В некоторых случаях допускается выплата двух пенсий:

  • одна, предусмотренная законом № 166, о государственном пенсионном назначении;
  • вторая, предусмотренная текущим законодательством № 173, о трудовых пенсиях РФ.

Лица, претендующие на получение трудовой пенсии, могут обратиться за ней в любое время с момента возникновения у них соответствующего права.

Правом на получение трудовой пенсии обладают следующие лица:

  • Граждане РФ, застрахованные согласно закону № 167, об обязательном пенсионном страховании, и которые выполнили все предписанные условия;
  • Нетрудоспособные члены семьи вышеуказанной категории граждан;
  • Граждане иностранных государств, а также лица без гражданства, которые проживают в РФ на постоянной основе, имеют право на получение пенсии наряду с гражданами Российской Федерации, если текущий ФЗ или международный договор не устанавливает других условий.

Условиями для получения пенсионных выплат являются:

  • достижение пенсионного возраста: мужчины — 60 лет, женщины — 55;
  • наличие не менее 5 лет трудового стажа;
  • признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности (I, II, III);
  • установление факта потери кормильца.

173-ФЗ о трудовых пенсиях неоднократно изменялся и дополнялся с момента его вступления в силу. Последние поправки в законодательство были внесены Федеральным законом № 145-ФЗ от 04.06.2014 и Постановлением Конституционного суда № 29-П от 19.11.2015.

к содержанию ↑

Какие были внесены изменения?

Изменения Федерального закона № 145-ФЗ в текущем законодательстве о трудовых пенсиях в РФ изменили следующие части статьи 30, предусматривающей условия оценивания пенсионных прав застрахованных лиц:

  • абзац 22 пункта 3 был дополнен словами “и федеральных государственных органах”, что относится к дополнительным условиям подсчёта коэффициента стажа для работников государственных и военных служб.
  • абзац 14 пункта 4 был дополнен выражением “и федеральных государственных органах”, что касается прибавок к коэффициенту стажа для работников, отработавших сверх положенной законом нормы на государственных и военных службах.

Постановление Конституционного суда РФ № 29-П от 19.11.2015 изменило следующие части текущего закона о трудовых пенсиях в РФ:

  • Пункт 1 статьи 10, а также статьи 19 (часть 1 и 2), 39 (часть 1 и 2) и 53, были признаны несоответствующими Конституции РФ. Тем самым было исключено препятствие в восстановлении пенсионных прав гражданина, который был необоснованно привлечён к уголовной ответственности, а в последствии реабилитирован, вследствие чего период вынужденного отстранения от работы не включался в трудовой стаж.
  • Был создан правовой механизм восстановления пенсионных прав реабилитированных лиц, обеспечивая им пенсию на тех же условиях, что и при отсутствии необоснованного уголовного разбирательства.

Статья 1 пункт 1 предусматривает установку и выплату трудовой пенсии согласно Федеральному закону № 173-ФЗ. Любые изменения в порядке и условиях назначения и выплаты трудовых пенсий происходят только со внесением изменений и поправок в настоящее законодательство.

Статья 9 устанавливает условия для выплаты трудовой пенсии при потере кормильца. Статья состоит из следующих частей:

  1. Трудовую пенсию по причине потери кормильца имеют право получить члены его семьи, которые состояли на иждивении умершего, кроме лиц, которые стали причиной гибели кормильца. Если безвестная пропажа гражданина устанавливается в предусмотренном порядке, то его семья приравнивается к семье умершего кормильца.
  2. Нетрудоспособными могут признать следующих членов семьи умершего:
    • несовершеннолетние дети, братья, сёстры и внуки погибшего, а также обучающиеся на очном отделении основных образовательных учреждений, но только до достижения ими 23-х лет и только при условии, что до 18 лет они были признаны инвалидами. Также родственники покойного кормильца признаются нетрудоспособными при отсутствии трудоспособных детей.
    • один из близких родственников погибшего кормильца, который ухаживает за детьми, братьями, сёстрами или внуками покойного, которые не достигли 14 лет имеют право на трудовую пенсию в соответствии с настоящим законом;
    • родители и супруг погибшего кормильца, достигшие пенсионного возраста или являющиеся инвалидами;
    • прародители умершего кормильца, достигшие пенсионного возраста, при условии, что некому их содержать.
  3. Члены семьи погибшего кормильца имеют право на пенсию, если состояли на иждивении у него.
  4. Содержание детей погибшего является обязательным и не требует дополнительных доказательств, если дети не достигли совершеннолетия или не признаны дееспособными.
  5. Если нетрудоспособный супруг или родители покойного кормильца, которые не состояли у него на иждивении, утрачивают источник своего дохода, они имеют право на трудовую пенсию.
  6. Члены семьи погибшего кормильца, которые получали от него помощь, являвшейся основным средством существования, но при этом сами получали какое-либо пенсионное пособие, могут перейти на трудовую пенсию.
  7. Трудовая пенсия по причине смерти супруга-кормильца остаётся после заключения нового брака.
  8. Право на пенсию по причине смерти кормильца распространяется на усыновителей как и родители, а на усыновлённых детей как на родных;
  9. Трудовая пенсия по причине гибели кормильца предоставляется все зависимости от страхового стажа кормильца, а также независимо от времени и причины его смерти.
  10. Если у погибшего кормильца полностью отсутствует страховой стаж или если он совершил уголовное преступление, которое повлекло его смерть, его родственникам назначается социальная пенсия вместо трудовой.

О деятельности частных детективов можно узнать подробнее из статьи:

Статья 11 предусматривает дополнительные условия, которые засчитываются в страховой стаж. Наряду с периодами работы и другими видами деятельности, указанными в ст. 10, засчитываются следующие периоды:

  • прохождение военной службы и другой службы, которая приравнивается к ней;
    получение пособия по временной нетрудоспособности;
  • уход родителя за детьми до полуторалетнего возраста, но не больше 4,5 лет в общем, получение пособия по безработице, участие в общественных работах, приносящих прибыль или переезд, в связи назначением госслужбы по трудовой занятости населения, в другой город.
  • содержание под арестом по необоснованному уголовному обвинению с последующей реабилитацией;
  • уход трудоспособного лица за инвалидом I группы, ребёнком-инвалидом, а также за лицом старше 80 лет;
  • проживание в местностях, где отсутствует возможность трудоустройства, по причине прохождения супругом контрактной военной службы, но не больше 5 лет;
  • проживание за рубежом супругов служащих дипломатических и консульских представительств РФ, но не более 5 лет.

Мнение эксперта
Алексеев Дмитрий Юрьевич
Юрист с 6-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член ассоциации юристов.

Перечисленные периоды учитываются только если им предшествовали или последствуют периоды работы, установленные в статье 10 настоящего законодательства.

Статья 28 предусматривает права граждан на получение досрочного пенсионного назначения. Трудовая пенсия по старости назначается раньше положенного срока следующим лицам:

  • Женщинам, которые родили более пяти детей и воспитали их до восьмилетнего возраста, по достижению ими возраста 50 лет, если их страховой стаж составляет не меньше 15 лет;
  • Женщинам, родившим больше двух детей, по достижению 50 лет при условии, что их страховой стаж составляет не меньше 20 лет, включая 12 лет на территориях Крайнего Севера или 17 лет в прилегающих районах.
  • Военным инвалидам по достижению 55 лет мужчинами и 50 лет женщинами, если их страховой стаж составляет не меньше 25 и 20 лет соответственно.
  • Инвалидам I группы по зрению, если они достигли 50 лет — мужчины и 40 лет — женщины, при страховом стаже не меньше 15 и 10 лет соответственно.
  • Лицам, страдающим гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам по достижению 45 и 40 лет соответственно мужчинами и женщинами, если их страховой стаж составляет не меньше 20 и 15 лет;
  • Мужчинам с 55 лет и женщинам с 50 лет, если они проработали не меньше 15 лет на Крайнем Севере или не меньше 20 лет на прилегающих территориях и их страховой стаж составляет не меньше 25 и 20 лет;
  • Мужчинам и женщинам по достижению 50 и 45 лет соответственно, которые проживают постоянно на Крайнем Севере или прилегающих территориях, которые проработали не меньше 25 и 20 лет оленеводами, рыбаками или промысловыми охотниками.

Действующая редакция закона о трудовых пенсиях

Фз 173 С Изменениями На 2020 Год О Пенсиях С Комментариями

к содержанию ↑

О трудовых пенсиях в РФ № 173-ФЗ: последняя редакция

Последний показатель составляет 228 мес. (19 лет).

Дополнительно нормативный акт » О трудовых пенсиях в РФ» (173-ФЗ ) устанавливает, что величина страховой части выплат по старости граждан не может быть меньше СЧ компенсации по инвалидности, если они получали ее не меньше 10-ти лет. В расчет принимается размер, установленный на дату, когда отчисления были прекращены.

Основания возникновения и правила реализации прав граждан на выплаты в связи с утратой способности осуществлять профессиональную деятельность регламентируются ФЗ-173 от 17.12.2001 г. Рассмотрим далее некоторые положения этого нормативного акта.

к содержанию ↑

Фз 173 С Изменениями На 2020 Год О Пенсиях С Комментариями

25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 июня 2006 г., 24 сентября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 30 апреля, 22 июля, 22, 30 декабря 2008 г., 28 апреля, 29, 30 июня, 24 июля, 27 декабря 2009 г., 27 июля 2010 г., 1 июля, 30 ноября, 3 декабря 2011 г., 3 декабря 2012 г., 2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 июня 2014 г.

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ настоящий Федеральный закон не применяется с 1 января 2020 г., за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей названному Федеральному закону

к содержанию ↑

Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 2020

Об этой тематике рано или поздно задумывается любой работающий гражданин, потому что по закону (и по сути) такая пенсия является компенсацией заработной платы, которая не получена по причине старости, профессиональной болезни, инвалидности или утрате кормильца. Закон «О трудовых пенсиях» устанавливает и особенности выплаты пенсий работникам, условия труда которых отличаются от обычных, часто являясь более тяжелыми.

Этот закон состоит из семи глав и тридцати двух статей. Главы, кроме общих положений и механизма вступления закона в силу, рассматривают вопросы определения страхового стажа, определения суммы пенсии, видов пенсий и категорий граждан, имеющих на нее право.

к содержанию ↑

Действующий закон о пенсиях в РФ 2020: изменения, новые положения

Правительство уверяет, что даже если пенсионные отчисления ниже минимального порога, то будут осуществляться дополнительные выплаты. Такие меры призваны искоренить слой населения страны, находящихся за чертой бедности.

Таким образом, закон о выходе на пенсию введен в действие в 2001 году и с тех пор не раз корректировался и дополнялся. На сегодняшний день политика Правительства РФ направлена на повышение благосостояния малообеспеченных слоев населения. В связи с этим страховые пенсии в РФ с 2020 года станут индексироваться по новым ставкам.

к содержанию ↑

ФЗ 173 о трудовых пенсиях в России

Если планируются законодательные изменения в порядок выплаты пенсий, то новая статья может быть принята без указания источников финансирования бюджета, которые обеспечат соответствующее поступление денег.

  1. Определяется, какую пенсию человек заработал за период до начала 2020 года.
  2. Полученная сумма делится на стоимость пенсионного балла на момент расчёта.
  3. Итоговая цифра представляет собой то количество пенсионных баллов, которые необходимо будет учесть дополнительно.
к содержанию ↑

О трудовых пенсиях в РФ 2020 года (N 173-ФЗ редакция 2020-2020)

Вышел новый. Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ(«О СТРАХОВЫХ ПЕНСИЯХ»), а данный 173-ФЗ не применяется с 1 января 2020 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному N 400-ФЗ.

Федеральный закон О страховых пенсиях (400-ФЗ) 2020

Цель настоящего закона – защита прав граждан на страховую пенсию, которая назначается на основании обязательного пенсионного страхования с учётом социальной значимости трудовой или/и другой общественно-полезной деятельности граждан.

Данный Федеральный закон регламентирует основания возникновения и порядок реализации прав граждан РФ на страховые пенсии. Федеральный закон «О страховых пенсиях» разработан в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

к содержанию ↑

Принципы работы действующего закона о трудовых пенсиях в РФ в 2020 году

Если гражданин отслужил минимум 12,5 лет и был уволен в результате невозможности продолжать службу по состоянию здоровья или при проведении организационно-штатных мероприятий, размер выплаты будет определяться по смешанной системе.

  • нахождение в декретном отпуске;
  • прохождение службы в армии по призыву;
  • выполнение трудовой деятельности на неполный рабочий день, если человек устроен только в одном месте;
  • увольнение по сокращению и признание безработным.
к содержанию ↑

Центр юридической помощи Оказываем бесплатную юридическую помощь населению

На получение страховых пенсионных платежей по инвалидности по 400-ФЗ могут рассчитывать инвалид всех трех групп. При этом не имеет значения, какая причина послужила причиной частичной или полной потери трудоспособности. Также не играет роли трудовой стаж соискателя, и когда трудоспособность была потеряна — до, во время или после работы.

Несмотря на то, что немногочисленные изменения не меняют сути документа, наиболее актуальной версией является редакция на начало 2020 года. Именно в ней вся информация соответствует внесенным на сегодняшний день поправкам и подтверждена комментариями.

к содержанию ↑

О страховых пенсиях (с изменениями на 6 марта 2020 года)

2. Размер страховой пенсии по инвалидности определяется по формуле:

где СПинв — размер страховой пенсии по инвалидности;

ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент;

СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по инвалидности.

1) не свыше 10 — для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году не формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании;

к содержанию ↑

Федеральный закон о трудовых пенсиях

В 2020 году каждый гражданин может сам для себя определять, каким образом он будет формировать свои накопления на старость. Можно довериться, как и раньше государству, обратившись в управляющую компанию государственного масштаба.

Но есть и иные возможности, например, формируя накопления в негосударственном пенсионном фонде или вместе с частными управляющими компаниями.

С 1990 года начались изменения в данной сфере, рассматривались различные законопроекты, потому что пенсии требовали индексации в связи с постоянным ростом цен. В этом году был сформирован Пенсионный фонд, который стал получать ежемесячные отчисления от юридических и физических лиц, за счет чего и производились регулярные начисления пенсий.

Мнение эксперта
Алексеев Дмитрий Юрьевич
Юрист с 6-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член ассоциации юристов.

Кроме того, сам расчет значительно изменился. А уже в 1992 году были введены негосударственные пенсионные фонды, которые позволяли работающим гражданам накапливать средства к старости.

к содержанию ↑

Основные положения Федерального закона №400 О страховых пенсиях

  • при наличии вредного стажа не менее 12,6 лет для мужчин и 10 лет для женщин;
  • многодетным матерям, воспитавшим 5-х детей и имеющих общий стаж занятости на протяжении 15 лет;
  • одному из родителей малыша-инвалида, воспитавшему его до возраста 8 лет, при наличии общего стажа в 20 и 15 лет для папы и мамы соответственно;
  • инвалидам, получившим военную травму при подтверждении совокупного стажа на протяжении 25 и 20 лет;
  • труженикам северных районов при наличии общего стажа в 25 и 20 лет, из которых 15 лет отданы труду в особых климатических условиях;
  • женщинам, родившим четырех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 56 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет;
  • женщинам, родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 57 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет;
  • женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях;

После подтверждения всех периодов трудовой деятельности порядок расчета страхового стажа осуществляется в порядке раздела 8 Постановления №1015, где в частности сказано, что стаж исчисляется в календарных месяцах с усредненным показателем в 30 дней, которые суммируются до 12 месяцев и переводятся в полные года. При этом к учету принимаются только периоды, фактически отраженные в документах с момента принятия на работу и вплоть до увольнения, начиная с первой записи о трудоустройстве вплоть по день обращения в Пенсионный фонд за установлением пособия.

к содержанию ↑

Кодексы и Законы в Российском Законодательстве

это стройная система законодательных актов, действующих на территории России. Кодексы и законы РФ логически представляют собой иерархическую структуру.

Главным законом в Российском Законодательстве является Конституция РФ. Это, по сути, основной закон, который имеет наивысшую юридическую силу, и которому должны соответствовать все принимаемые в РФ законодательные документы.

В случае противоречия между каким-либо региональным правовым актом и федеральным законом законодательную силу будет иметь федеральный закон, потому что по иерархии он имеет большую юридическую силу (кроме случая, указанного в ч.6 ст. 76 Конституции РФ).

к содержанию ↑

Федеральный Закон о трудовых пенсиях № 173-ФЗ

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ,
от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 29.11.2003 N 154-ФЗ,
от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,
от 14.02.2005 N 3-ФЗ, от 03.06.2006 N 70-ФЗ,
от 03.06.2006 N 77-ФЗ, от 24.09.2007 N 223-ФЗ,
от 01.11.2007 N 244-ФЗ, от 01.12.2007 N 312-ФЗ,
от 30.04.2008 N 55-ФЗ, от 22.07.2008 N 146-ФЗ,
от 22.07.2008 N 156-ФЗ, от 22.12.2008 N 269-ФЗ,
от 30.12.2008 N 319-ФЗ, от 28.04.2009 N 72-ФЗ,
от 29.06.2009 N 130-ФЗ, от 30.06.2009 N 142-ФЗ,
от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 27.12.2009 N 378-ФЗ,
от 27.07.2010 N 227-ФЗ (ред.

01.07.2011), от 30.11.2011 N 359-ФЗ,
от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 03.12.2011 N 379-ФЗ,
от 03.12.2012 N 243-ФЗ, от 02.07.2013 N 167-ФЗ,
от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ,
от 28.12.2013 N 427-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ,
с изм., внесенными
Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 N 11-П,
Определением Конституционного Суда РФ от 27.06.2005 N 231-О,
Постановлениями Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П,
от 19.11.2012 N 27-П, Федеральным законом
от 28.12.2013 N 400-ФЗ,
Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.11.2020 N 29-П)

к содержанию ↑

Закон — О трудовых пенсиях в РФ — 173-ФЗ

Денежные средства выплачиваются из государственного пенсионного фонда согласно ФЗ-173: местных бюджетов и средств организаций. Порядок выплаты регулируется специальными нормами закона совета государственной власти, а также актами организаций и органами местного самоуправления.

  • Порядок предоставления прав гражданам РФ к начисленным трудовым пенсиям (больше о законе о гражданстве РФ тут: );
  • Указания конкретных действий для некоторых групп лиц согласно закону «О трудовых пенсиях» в Российской Федерации.
к содержанию ↑

Федеральный закон «О страховых пенсиях» от N 400-ФЗ ст 30 (ред

7) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

8) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 20 лет и 15 лет в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

Подробно о 173 ФЗ про трудовые пенсии

Каждый гражданин Российской Федерации, который на протяжении определенного времени осуществлял трудовую деятельность на территории страны, имеет право на получение материального обеспечения в старости в форме пенсии.

При этом следует отметить, что понятие «пенсия» необходимо толковать значительно более расширительно, поскольку к ней относятся не только выплаты денежных средств по факту достижения преклонного возраста, но и по некоторым иным основаниям. В их число входят инвалидность и потеря кормильца.

Вопросы, связанные с особенностями назначения и выплатами средств пенсионного обеспечения, имеют нормативно-правовое регулирование. Так, на протяжении почти 14 лет пенсии в России выплачивались по правилам, установленным Федеральным законом «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ.

В 2015 году на смену ему пришел новый нормативный акт – Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, положения которого в большей степени отражают современные реалии.

Несмотря на это, правовая конструкция ФЗ № 400 во многом построена на положениях предшествующего закона, в этой связи анализ последнего имеет важное значение для понимания эволюции пенсионной системы страны в целом.

к содержанию ↑

Основные понятия и общие положения 173 ФЗ

Сфера применения рассматриваемого федерального закона была ограничена отношениями, возникающими по поводу трудовых пенсий, под которой, согласно ст. 2 данного документа, следует понимать ежемесячную денежную выплату компенсаторного характера, выплачиваемую гражданам при достижении определенного возраста.

Тут же следует отметить, что трудовая пенсия непосредственно связана с особенностями профессиональной деятельности гражданина. Иными словами, размер пенсии и основания для ее назначения зависят от того, имел ли гражданин стаж трудовой детальности.

Ст. 1 ФЗ о трудовых пенсиях указывает на то, что выплаты государственных и военных пенсий не входят в сферу регулирования данного нормативного акта.

Статья 2 данного закона вносит понятие «страховой стаж», под которым следует понимать те периоды, когда за работника производились отчисления страховых взносов в систему ОПС. Страховой стаж станет основополагающим параметром, используемым при начислении пенсии по 400-ФЗ в последующем.

Кроме этого, отдельно следует выделить понятие «пенсионные накопления», которое выражало объем пенсионных прав граждан в целом. В новом законе пенсионные накопления, которые формируют страховую часть пенсии, выражены в баллах.

к содержанию ↑

Кто имеет право на трудовые пенсии

В соответствии с рассматриваемым законом правом на получение трудовых выплат могут воспользоваться граждане РФ, которые имеют на то основания. Под последними следует понимать, в первую очередь, утрату трудоспособности по различным причинам, как то: достижение возраста выхода на отдых, заболевание или травма, не позволяющая осуществлять трудовую деятельность.

Кроме этого, отдельно следует выделить лиц, находившихся на иждивении умерших, но ранее трудившихся граждан. Они могли рассчитывать на выплаты им трудовой пенсии по утрате кормильца.

Закон предусматривал, что право на получение данного вида материального обеспечения может возникнуть не только у лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, но и у иностранцев, а также апатридов, но при соблюдении ряда условий.

Категории лиц, имеющих право на трудовые пенсионные выплаты, установлены статьей 3 данного ФЗ.

В общем, схожие положения действуют и в современном законе «О страховых пенсиях».

к содержанию ↑

Право на выбор пенсии по закону

На практике часто возникают случаи, когда у гражданина возникает право на получение выплат сразу по нескольким основаниям. Здесь следует отметить, что статья 4 рассматриваемого ФЗ предусматривала возможность выбора того или иного вида обеспечения.

Дело в том, что пенсии по различным основаниям могут иметь разный размер, в этой связи граждане, как правило, выбирали тот вид выплат, который по факту был наибольшим в материальном выражении.

к содержанию ↑

Какие виды трудовых пенсий прописаны в ФЗ № 173

Статья 5 рассматриваемого федерального закона содержала в себе перечень видов выплат. Их три:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по потере кормильца.

Ст.ст. 7-9 устанавливали основания, по которым производятся данные выплаты. Разберем их подробнее.

По старости

В соответствии со статьей 7 ФЗ право на выплаты по старости имеют мужчины, которые достигли возраста 60 лет, и женщины, которым исполнилось 55 лет. Кроме этого, она выплачивалась при наличии стажа работы не менее 5 лет.

Современный Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ в значительной мере ужесточил требования к претендентам на получение денег. Так, в ходе пенсионной реформы увеличился пенсионный возраст на 5 лет, а также значительно возросли требования к страховому стажу.

Кроме этого, основанием для назначения пенсии также является такой параметр, как ИПК, значение которого влияет и на размер выплат.

В целом же переходный период продлится в той или иной форме до 2028 года. На время его действия требования для получения обеспечения будут возрастать поэтапно.

По инвалидности

Согласно статье 8 ФЗ № 173 выплаты по инвалидности могут получать лица, которые в установленном порядке (по итогам экспертизы) признаны инвалидами той или иной группы. При этом важным обстоятельством при назначении материального обеспечения данного типа выступает то, что нетрудоспособное лицо должно иметь хотя бы минимальный трудовой стаж.

По потере кормильца

Статья 9 рассматриваемого ФЗ гласит, что правом на ее получение могут воспользоваться лица, которые находились на иждивении умершего, ранее работавшего гражданина. При этом они не должны быть трудоспособными. Как правило, к их числу относят: детей, супругов, родителей, иных родственников погибшего кормильца.

к содержанию ↑

Выбор выплаты

Мнение эксперта
Алексеев Дмитрий Юрьевич
Юрист с 6-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член ассоциации юристов.

Гражданин, у которого возникло право сразу на несколько видов выплат в рамках действующего на тот момент закона, вправе выбрать любую из них, исходя из собственных интересов.

к содержанию ↑

Финансирование

Вопросы, связанные с источником средств для выплат, рассматривались в статье 6 данного федерального закона. Так, п. 1 ст. 6 гласил, что порядок финансирования частей трудовой пенсии прописывается в нормах Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Кроме этого, отдельно был вынесен порядок установления накопительной части. Законом была установлена специальная часть индивидуального лицевого счета, на которой аккумулировались денежные средства в счет формирования накопительной части.

Выплата же данной части пенсии могла быть произведена только при наличии на счете денежных средств (п. 3, ст.

6).

Система финансирования не была в достаточной мере эффективной, что, в конечном итоге, и привело к принятию нового закона, где эти вопросы решены в несколько ином ключе.

к содержанию ↑

Что говорится в статье 7 ФЗ 173

Статья 7 рассматриваемого федерального закона устанавливала показатель пенсионного возраста в стране. Согласно этой норме правом на пенсию могли воспользоваться граждане, достигшие возраста 55 (жен.) и 60 (муж.) лет.

Кроме этого, существовало обязательное требование о наличии страхового стажа, составляющего не менее 5 лет.

Стаж и периоды, которые засчитываются

Как было указано выше, для того, чтобы рассчитывать на трудовую пенсию по старости, необходимо было иметь не менее 5 лет страхового стажа. В то же время минимальный стаж нужен был для назначения обеспечения инвалидам и лицам, находившимся на иждивении у умершего кормильца.

В соответствии со статьей 10 данного нормативного акта в страховой стаж входят периоды, когда трудящийся был занят непосредственно исполнением своих трудовых обязанностей, в рамках установленной трудовым договором продолжительности рабочего времени и графика работы. При этом важным условием являлось то, что работодатель осуществлял взносы в пенсионный фонд на цели ОПС.

В целом, данное положение актуально и на сегодняшний момент.

В статье 11 содержится перечень периодов, которые также входят в стаж при условии, что работник не был непосредственно занят исполнением своих прямых обязанностей.

К ним, кроме прочего относится:

  • военная и приравненная к ней служба;
  • отпуск по БиР и по уходу за ребенком;
  • периоды временной нетрудоспособности;
  • отпуска основные и дополнительные.

Следует отметить, что перечень нестраховых периодов в современном законе № 400-ФЗ значительно сокращен и урезан. К примеру, это касается военной службы по призыву.

к содержанию ↑

Досрочная трудовая пенсия

Нормы рассматриваемого федерального закона устанавливали, что некоторые работники вправе выйти на отдых значительно раньше установленного возраста. Перечень льготников, содержащийся в статье 27 данного федерального закона, довольно обширен.

Здесь же приведем часть льготных категорий:

  • работники вредных производств;
  • лица, трудившиеся в тяжелых северных климатических условиях;
  • педагоги;
  • медработники;
  • представители творческих профессий.

Новый закон также предусматривает подобного рода льготы, однако, в большинстве случаев, по факту работники будут все же выходить на отдых на 5 лет позже, чем раньше.

к содержанию ↑

Важные моменты 30 статьи

Статья 30 рассматриваемого правового документа устанавливала методику конвертации пенсионных прав граждан, которые осуществляли трудовую деятельность до 2002 года, в расчетный пенсионный капитал, параметр которого можно использовать в целях данного закона.

Последний же подлежал процедуре валоризации, то есть некоторой переоценке с учетом новых реалий, в которых оказалась экономика и социальная сфера страны. Подробно о валоризации и соответствующих методиках расчета прописано в ст. ст. 30.1 – 30.3 данного закона.

к содержанию ↑

Расчет трудовых пенсий по закону

Формулы и методики расчета трудовых выплат разных типов приводились в ст. ст. 14-17.2.

Так, статья 14 устанавливала порядок расчета трудовой пенсии по старости при помощи формулы:

СЧтп = ПК/Т+Б, где:

ПК – расчетный пенсионный капитал (некий аналог современного ИПК).

Т – примерный срок выплаты пенсии (срок дожития), составляющий, по общему правилу, 228 месяцев.

Б – базовый размер пенсии, устанавливаемый государством.

Важно! Расчет иных видов пенсии производится по аналогичной методике, однако с другими переменными.

к содержанию ↑

Что положено лицам, выезжающим на ПМЖ в другое государство

Мнение эксперта
Алексеев Дмитрий Юрьевич
Юрист с 6-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член ассоциации юристов.

Статья 24 устанавливает формы реализации пенсионных прав граждан, которые убывают на ПМЖ заграницу. Так, они могут получать свою пенсию и там.

При этом существует несколько возможностей для этого:

  • получение третьим лицом по доверенности в РФ;
  • перевод денег на счет банка в РФ;
  • перевод денег на счет иностранного банка с конвертацией в валюту зарубежного государства по соответствующему курсу.
Автор статьи
Алексеев Дмитрий Юрьевич
Юрист с 6-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член ассоциации юристов.
Следующая
ПенсииДоплата к пенсии после 80 лет: размер выплат

Добавить комментарий

Adblock
detector