Обязательные работы предусмотрены статьей 49 Уголовного Кодекса РФ. В них входят любые формы общественно полезных работ, которые виновный осуществляет на бесплатной основе.
Итак, обязательные работы:
- Носят безвозмездный характер;
- Доход от обязательных работ поступает в государственный бюджет;
- Осуществляются в свободное от основной работы время;
- Не могут быть назначены как дополнительное наказание, поскольку являются только основным видом наказания;
- Не могут быть заменены штрафом или иными выплатами в пользу государства, согласно Уголовному и уголовно-процессуальному кодексу РФ.
Обязательные работы устанавливаются органами местного самоуправления (МСУ) в соответствии с указаниями уголовно-исполнительной инспекции и являются основным видом наказания.
- Какие преступления наказываются обязательными работами?
- Виды обязательных работ
- Сколько длятся общественные работы?
- Кому не назначаются обязательные работы?
- Как проходит исполнение наказания?
- Злостное уклонение от обязательных работ
- Исправительные работы как вид административного взыскания Текст научной статьи по специальности « Право»
- Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сычев Вячеслав Владимирович
- Текст научной работы на тему «Исправительные работы как вид административного взыскания»
- Исправительные работы
- Что такое исправительные работы
- Исправительные работы в административном праве
- Обратите внимание!
- Кому не могут быть назначены
- Обратите внимание!
- Засчитывается ли отпуск в срок
- Обратите внимание!
- Ответственность за уклонение от исправительных работ
- Обратите внимание!
- Когда возможна замена исправительных работ на лишение свободы
Какие преступления наказываются обязательными работами?
Обязательные работы – это не что иное, как уголовное наказание за совершение преступлений, предусмотренных Уголовным Кодексом РФ.
Обязательные работы входят в список основных видов уголовного наказания за преступления небольшой тяжести.
Обязательными работами может быть наказано лицо, совершившее одно из следующих преступлений:
- Кражи;
- Мелкие грабежи без причинения вреда здоровью потерпевшего;
- Преступления против собственности другого лица;
- Преступления против коммерческих и других организаций, в которой работает осужденный;
- Вандализм;
- Надругательство над государственной символикой;
- Уклонение от уплаты алиментов;
- Иные преступления небольшой тяжести.
Обязательные работы не могут быть назначены одновременно с другими видами наказания или заменены штрафом и имущественными конфискациями.
Виды обязательных работ
Как мы сказали чуть выше, устанавливают вид обязательных работ или объект для благоустройства органы местного самоуправления и уголовно-исполнительная инспекция. На выбор типа обязательных работ влияют:
- Возраст виновного;
- Его пол;
- Состояние здоровья;
- Трудоспособность;
- Занятость на основной работе.
Если виновный является нетрудоспособным лицом (инвалид 1 или 2 группы), то обязательные работы должны быть заменены иным видом наказания.
Приведем наиболее распространенные виды обязательных работ:
- Уборка улиц, парков;
- Вырубка леса;
- Строительство общественных зданий;
- Перевозка грузов;
- Озеленение;
- Благоустройство городских территорий;
- Выполнение подсобных работ в больницах и т.д.;
- Уход за больными и престарелыми гражданами, находящимися на государственном обеспечении или лечение в больницах;
- Иные общество-полезные работы.
Обязательные работы не требуют от осужденного специальных знаний, квалификации, владения особыми навыками или инструментами. Она может быть назначена только в свободной от основной работы или учебы время.
Отказаться от ее выполнения осужденный не может, за неявку на работу он навлечет на себя принудительные санкции от уголовно-исполнительной инспекции.
Сколько длятся общественные работы?
Основной вопрос, который приходит первым на ум осужденного, а сколько длятся общественные работы?
Срок исполнения наказания – общественные работы – составляет от 60 до 480 часов, примерно по 4 часа в выходной день, не более того. В рабочие дни обязательные работы составляют всего 2 часа – статья 49 часть 2 Уголовного Кодекса РФ.
Однако если у осужденного имеются уважительные причины (семейные проблемы или тяжелые заболевания), то по решению уголовно-исполнительной инспекции количество еженедельных часов может быть уменьшено. Но общая сумма часов, которые необходимо отработать, уменьшить нельзя.
Отдельной категорией выделяются несовершеннолетние преступники. В силу возраста и необходимости обучения их срок наказания в виде общественных работ ниже, чем у взрослых граждан. Он составляет от 40 до 160 часов.
Обязательные работы для подростка назначаются только в виде посильных для него видов деятельности, в свободной от учебы время, а их срок не должен превышать 160 часов.
Кроме того, рабочие часы в день так же ограничены возрастом осужденного:
- Лица от 14 до 15 лет трудятся не более 2 часов в день;
- Лица от 15 до 16 лет – не более 3 часов в день.
При злостном уклонения от исполнения обязательных работ осужденные могут быть лишены свободы и отбывать наказание в специально оборудованных местах – тюрьмах. Срок обязательных работ может назначен или изменен только судом.
Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.
Кому не назначаются обязательные работы?
Несмотря на то, что обязательные работы, как правило, являются нетяжелыми видами деятельности, закон предусмотрел перечень лиц, кого принудить к их выполнению нельзя.
Итак, обязательные работы не могут назначены следующим лицам:
- Нетрудоспособным гражданам, инвалидам 1 группы;
- Беременным женщинам или матерям детей до 3 лет;
- Военнослужащим, в данный момент проходящим военную службу по призыву или контракту.
Как мы видим, обязательные работы не назначаются нетрудоспособным лицам, вынужденным оказывать уход за другими людьми, служить государству или имеющие тяжелые заболевания или иные проблемы со здоровьем.
Как проходит исполнение наказания?
Обязательные общественные работы являются таким же уголовным наказанием, как и лишение свободы. Поэтому осужденный не может ни уклониться от него, ни отказаться от его выполнения, если не желает усугубить свое положение и получить реальный срок лишения свободы.
Контролирует исполнение общественных работ уголовно-исполнительная инспекция, за которой числится осужденный. Как правило, она находится по его месту жительства.
Исполнение наказания начинается с момента передачи копии судебного приговора или постановления о привлечении осужденного к обязательным работам в инспекцию. Документ должен быть передан в течение 15 суток.
Основные функции, которые выполняет уголовно-исполнительная инспекция после получения судебного приговора:
- Ведение учета осужденных лиц, приговоренных к выполнению общественно полезных работ;
- Разъяснение и проведение специальных бесед с осужденными по порядку и исполнению наказания;
- Определение перечня объектов и мест работы, на которые может быть отправлен осужденным. Проводится совместно с органами местного самоуправления;
- Контролирование исполнение наказания осужденными и отработка ими рабочего времени;
- Учет отработанных осужденным часов и ведение общего учета.
Дополнительный контроль исполнения наказания осуществляет администрация организация, где проводятся общественные обязательные работы: учет отработанного времени, выполнение всех данных осужденному заданий, уведомление инспекции о прохождении «отработки». Так же при уклонении осужденного от обязательных работ администрация обязана сразу сообщать сотрудникам уголовно-исполнительной инспекции.
В свою очередь осужденный обязан выполнять все данные ему указания, а также:
- Соблюдать внутренний распорядок учреждения, в котором он проходит обязательные работы;
- Добросовестно выполнять все поручения и не провоцировать конфликты и скандалы на работе;
- Приходить на работу вовремя, а также отработать все установленные законом часы работы;
- Своевременно уведомлять уголовно-исполнительную инспекцию по следующим вопросам:
- О смене постоянного места жительства;
- О необходимости ухода за малолетними детьми;
- О тяжелом заболевании и лечение в больницах.
Несмотря на категоричность правил исполнения наказания, можно отменить обязательные работы по ходатайству об освобождении от них, поданного в суд. Подать заявление могут следующие осужденные:
- Признанные инвалидом 1 группы;
- При возникновении тяжелого заболевания, при котором осужденный не в состоянии трудиться;
- При наступлении беременности у женщин и планируемому рождению ребенка и дальнейшему уходу за ним до его 3-летия.
Отпуск, полученный по основному месту работы осужденного, не может приостановить исполнение наказания и освободить его от обязательных работ на время отдыха.
Злостное уклонение от обязательных работ
Уклонение от исполнения наказания влечет за собой новую уголовную ответственность. Для признания осужденного виновным в уклонении от обязательных работ необходимо наличие следующих причин:
- Отсутствие осужденного на места выполнения обязательных работ без уважительных причин, как минимум, два раз в течение 30 дней;
- При нарушении трудовой дисциплины, не менее двух раз в течение месяца обязательных работ;
- Осужденный, решивший скрыться от закона, дабы избежать обязательных работ и иных тяжб, связанных с исполнением наказания.
Если осужденный не явиться в инспекцию для выяснения причин его неявки на обязательные работы, то он будет объявлен в розыск и может быть задержан в отделении МВД сроком до 48 часов (двух суток). По решению суда данный срок может быть увеличен по решению суда до 30 суток.
Обращаем ваше внимание на то, что законодательство России постоянно изменяется и написанная нами информация может устаревать. Для того чтобы решить возникший у вас вопрос по Уголовному праву, мы советуем вам обратиться за консультацией юриста в поддержку сайта.
43. Обязательные и исправительные работы как виды уголовного наказания.
Статья 49. Обязательные работы
1. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
2. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день.
3. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы.
При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.
4. Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.
Статья 50. Исправительные работы
1. Исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его.
Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
2. Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет.
3. Из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.
4. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытое наказание принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ.
5. Исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.
Ø Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Они выполняются осужденным на безвозмездной основе.
Наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных на предприятиях, подведомственных органам местного самоуправления, по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Обязательные работы не назначаются:
– лицам, признанным инвалидами первой группы;
– женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет,
– военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. В случае признания осужденного инвалидом первой группы уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания, а в случае наступления беременности осужденной – представление об отсрочке ей отбывания наказания (ч.
3 ст. 26 УИК РФ).
Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов. Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный их отбывал.
Время обязательных работ не может превышать:
– четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе;
– в рабочие дни – двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного – четырех часов.
Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 ч. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.
Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ.
В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы, арестом или лишением свободы.
Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный:
– более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;
– более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;
– скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.
Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 ч. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.
При замене обязательных работ более строгим видом наказания время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы, ареста или лишения свободы из расчета один день ограничения свободы или ареста или лишения свободы за восемь часов обязательных работ.
Ø Исправительные работы назначаются только осужденному, не имеющему основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией, которые находятся в районе места жительства осужденного. Из заработка осужденного производятся удержания в доход государства в размере от пяти до двадцати процентов.
Исправительные работы не назначаются:
– женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет;
– военнослужащим, проходящим военную службу по призыву;
– военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет.
Срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания.
Началом срока отбывания исправительных работ является день выхода осужденного на работу.
В срок наказания не засчитываются:
– время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам;
– время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним;
– время отбывания административного взыскания в виде ареста;
– время содержания под домашним арестом или под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания наказания.
Удержания производятся из заработной платы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензии по исполнительным документам. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного.
Удержания не производятся из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением пособий по безработице и ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам, суд может заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета:
– один день ограничения свободы за один день исправительных работ;
– один день ареста за два дня исправительных работ;
– один день лишения свободы за три дня исправительных работ.
Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный:
1) скрывшийся с места жительства;
2) допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за любое из названных нарушений: неявка на работу без уважительных причин в течение пяти дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции; неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин; прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Исправительные работы как вид административного взыскания Текст научной статьи по специальности « Право»
В статье анализируется институт исправительных работ как вид административного взыскания , исследуется эволюция данного института в российском праве и возможность применения в современных условиях как административного наказания , показаны отличия обязательных и исправительных работ .
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сычев Вячеслав Владимирович
The article examines the correctional works institution as a kind of administrative punishment . The author investigates the evolution of this institution in the Russian law and the possibility of its contemporary application as an administrative penalty . The differences of obligatory and correctional labor is shown.
Текст научной работы на тему «Исправительные работы как вид административного взыскания»
Сычев Вячеслав Владимирович
Sychev Vyacheslav Vladimirovich
преподаватель кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России
Lecturer, Special Disciplines Chair, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ КАК ВИД АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ
CORRECTIONAL WORKS AS A KIND OF ADMINISTRATIVE
В статье анализируется институт исправительных работ как вид административного взыскания, исследуется эволюция данного института в российском праве и возможность применения в современных условиях как административного наказания, показаны отличия обязательных и исправительных работ.
The article examines the correctional works institution as a kind of administrative punishment. The author investigates the evolution of this institution in the Russian law and the possibility of its contemporary application as an administrative penalty. The differences of obligatory and correctional labor is shown.
административное взыскание, административное наказание, исправительные работы, обязательные работы, цели административного наказания.
administrative penalty, administrative punishment, correctional labor, obligatory labor, goals of administrative punishment.
Вопрос о законодательном регламентировании и применении исправительных работ как виде административного взыскания является на сегодняшний день спорным. В научной и учебной литературе по административному праву, так и среди правоприменителей, общественности, политических деятелей и законодателей нет однозначного ответа на вопрос о необходимости данного института.
Это обуславливается как возможной потребностью современного административного права в данном институте, так и соответствия исправительных работ как административного взыскания целям административного наказания, а также отсутствие его дублирования с другими видами административных взысканий.
Если обратиться к анализу правового регулирования данного института, то на сегодняшний день в Кодексе об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) исправительные работы как вид административного взыскания отсутствует, применяются лишь обязательные работы (ст. 3.13 КоАП РФ).
При этом стоит отметить, что, например, уголовное право разделяет понятие исправительных и обязательных работ. Обращение к истории данного института и его применения в российской практике показывает, что исправительные работы как вид административного взыскания то вводился, то отменялся в нашем законодательстве.
При этом стоит отметить, что введение данного института было связано, как правило, с нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за отдельные виды подобных правонарушений. Если обратиться к началу ХХ в., то стоит отметить, что в законодательных актах того времени существовало лишь понятие принудительных работ [1].
Применение административных исправительных работ было регламентировано в 60-е гг. ХХ в., когда впервые в 1962 г.
данное административное взыскание применялось за «злостное неповиновение законному распоряжению работника милиции или народного дружинника при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка, а также военнослужащего при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка» [2]. Затем в рамках усиления борьбы с хулиганством в 1966 г.
был издан нормативный акт, устанавливающий административную ответственность за мелкое хулиганство в рамках исправительных работ как административного взыскания [3], под которым, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. «Об усилении ответственности за хулиганство», понималась «нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, если эти действия по своему характеру не влекут применения мер уголовного наказания» [4].
При этом особенностью применения исправительных работ как вида административного взыскания было удержание заработка наряду с исправительными работами. В теоретико-мето-
дологическом плане институт административных исправительных работ не был разработан советской наукой административного права, что было обусловлено редким применением данного вида административного наказания до 60-х гг. ХХ в.
Однако в 60-е гг. постепенно выходят работы, посвященные данной проблеме.
Так, например, в диссертации А.П. Базунова «Вопросы теории и практики исправительных работ без лишения свободы в советском праве» (1967 г.) указывалось, что смысл исправительных работ заключается в государственном принуждении, целью которого является исправление в рамках карательного и воспитательного воздействия на основе общественно-полезного труда.
Впоследствии исправительные работы как вид административного взыскания были закреплены в КоАП РСФСР 1984 г. [5].
В ст. 24 «Виды административных взысканий», указывались и исправительные работы, а ст.
31 КоАП РСФСР 1984 г. предусматривала особенности применения данного вида административного взыскания.
Исправительные работы применялись на срок до 2 месяцев, а минимальный срок назначения наказания составлял 15 суток. При этом место отбывания административного наказания было место постоянной работы лица, которое его совершило то или иное административное правонарушение.
То есть, исходя из логики ст. 31 КоАП РСФСР 1984 г., данное административное взыскание не могло применяться к безработному лицу.
Особенностью применения данного административного взыскания являлось и то, что из заработной платы правонарушителя могло удерживаться до 20 % его заработка в доход государства.
КоАП РФ 2002 г. [6] отказался от исправительных работ как вида административного взыскания, что было обусловлено тем, что «они по существу являлись разновидностью штрафа с рассрочкой» [7].
При этом, стоит отметить, что законодатель в 2012 г. ввел институт обязательных работ, как административного наказания, которое применяется в отношении правонарушителей и заключается «в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ» [8].
Можно предположить, что законодатель, введя институт обязательных работ, сделал возможным применение работ как таковых в рамках административного наказания. Само понятие обязательных работ предполагает несколько другие цели, нежели административные исправительные работы.
Обязательные работы предполагают то, что целью административного принуждения является обязательность исполнения. Исправительные работы имеют своей целью исправление правонарушителя на основе воздействия общественными работами, при этом в рамках места работы.
Безусловно, что введение института обязательных работ является определенным положительным фактором для развития института административного наказания, хотя и не новым. Однако не совсем верно проводить параллель между исправительными и обязательными работами, хотя и в том и в другом случае правонарушитель выполняет именно общественно-полезные действия.
Суть применения исправительных работ складывается в возможности их применения по месту работы, если исходить из того, какая правовая регламентация действовала раньше. Однако в настоящее время вопрос об институте исправительных работ в рамках административного наказания не изучается наукой административного права, не разрабатываются теоретико-методологические подходы к данному институту, исходя из потребностей современного времени и изменения административного законодательства.
При этом, стоит отметить, что в законодательстве стран СНГ данный институт присутствует и применяется. Например, КоАП Республики Беларусь исправительные работы как вид административного наказания предусмотрен в ст.
6.6. Характерным для белорусского административного права является то, что санкции ни одной из статей Особенной части КоАП не содержат такой вид административного взыскания как исправительные работы.
В этом состоит специфика данного вида административного взыскания. Применение исправительных работ как меры административной ответственности связано с действием норм УК Республики Беларусь [9].
Это означает, что лицо может быть освобождено от уголовной ответственности посредством наложения на него административного взыскания в рамках исправительных работ. Проводя параллель с российским правом, стоит отметить, что российское уголовное право отдельно содержит норму об исправительных работах, но это вид уголовного наказания.
Соответственно возможность введения нормы об исправительных работах в рамках административного законодательства в РФ возможна только лишь за административное правонарушение, а не как замена уголовного наказания, так как в уголовном праве данный вопрос уже регламентирован. В этом плане справедливым является замечание С.Г.
Василевича. Подход, изложенный в административном праве Белоруссии, не является идеальным, так как цель уголовного права — «ограничиться мерами воспитательного характера в “объеме” административного законодательства».
Соответственно недопустимым является применение
данной модели в рамках административного права России. Возможность введения исправительных работ как вида административного наказания существует только в рамках административноправового регулирования.
При этом стоит отметить, что в российской практике количество должников по административным штрафам растет. При этом к таковым лицам с 2013 г.
применяются обязательные работы. Считаем оправданным, что в рамках увеличения количества неуплаты штрафа — исправительные работы, несмотря на то, что они являются так называемым штрафов в рассрочку, позволят решить проблему взыскания через место работы, а самое главное — их цель -исправление правонарушителя.
В теоретическом аспекте, создается необходимость новых методологических разработок, касающихся возможного применения данного института, исходя из современной административной практики, целесообразности введения института и возможных последствий в достижении целей административного наказания.
1. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 28.06.1926 г.
«Об утверждении Положения об издании местными исполнительными комитетами и городскими советами обязательных постановлений и о наложении за их нарушение взысканий в административном порядке» // СУ РСФСР. 1926.
№ 39. Ст.
304; Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 30.03.1931 г. «Об утверждении Положения об издании местными исполкомами и советами обязательных постановлений и о наложении за их нарушение взысканий в административном порядке» // СУ РСФСР.
1931. № 17.
Ст. 186.
3. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. «Об усилении ответственности за хулиганство» // Ведомости Вс СССР. 1966. № 30. Ст. 596.
5. Кодекс об административных правонарушениях РСФСР 1984 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1984. № 27. Ст. 909.
6. Кодекс об административных правонарушениях РФ 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
7. Комментарий к КоАП РФ 2002 г. / под ред. профессора Н.Г. Салищевой. М., 2009.
Исправительные работы
- Что такое исправительные работы
- Исправительные работы в административном праве
- Кому не могут быть назначены
- Как суд устанавливает сроки исправительных работ
- Засчитывается ли отпуск в срок
- Ответственность за уклонение от исправительных работ
- Когда возможна замена исправительных работ на лишение свободы
- Замена наказания исправительными работами
Исправительные работы — привлечение виновного к труду с удержанием из его зарплаты части в пользу государства. Это один из видов наказания за уголовные преступления, предусмотренные статьей 44 Уголовного кодекса.
Статья 50 «Исправительные работы» УК РФ гарантирует осужденным отработку наказания по основному месту жительства. Исправительные работы в административном праве не предусмотрены.
За правонарушение судья может назначить обязательные работы.
Что такое исправительные работы
Исправительные работы являются видом наказания за уголовные деяния. Регулируется назначение наказания Уголовным Кодексом РФ, применения — Уголовно-исполнительным кодексом.
В статье 50 Уголовного кодекса предусмотрено отбытие наказания на официальном месте службы, с удержанием из заработной платы суммы, установленной судом. Для безработных место «отработки» определяют органы местного самоуправление и согласуют его с уголовно-исполнительными инспекциями.
Порядок исполнения работ регулируется главой 7 Уголовно-исполнительного кодекса. Согласно статье 40 УИК в период санкции сотруднику запрещается увольнение по собственному желанию, а также вменяется в обязанность добросовестное отношению к труду, которое контролируется соответствующими инспекциями.
В случаях, когда суд назначает исправительный труд гражданину, не имеющему постоянного места службы, виновный не вправе отказываться от предложенных ему властями видов работ.
Исправительные работы в административном праве
В российской системе административного права не предусмотрено применение санкций за правонарушение в виде исправительных работ. Назначение исправительного труда за административные правонарушения существовало в СССР. Тогда из зарплаты виновного в нарушении закона вычитали до 20% от заработка.
В России в качестве административного взыскания могут применяться не исправительные, а обязательные работы. Эта форма взыскания за правонарушения была введена в 2013 году Кодексом об административных правонарушениях.
Статья 32.13 КоАП дает разъяснения, что в отличии от исправительного труда, обязательная трудовая деятельность выполняется правонарушителем в свободное от основной трудовой деятельности время.
Обратите внимание!
Согласно пункту 2 статьи 32.13 вид труда, который будет выполнять провинившийся, определяют органы местного самоуправления, с учетом навыков правонарушителя.
Обязательная трудовая деятельность также назначается в уголовных делах. Ее применение регулируется статьей 49 Уголовного кодекса.
Кому не могут быть назначены
Исправительным работам не подлежат лица первой группы инвалидности и беременные, а также матери детей до 3 лет. Согласно пункту 5 статьи 50 Кодекса уголовных нарушений, военным, проходящим обязательную службу в армии или контракту, при условии, что они полностью или частично не отслужили срок по призыву, не могут быть назначены исправительные работы.
Список лиц, к которым нельзя применить привлечение к обязательному труду в качестве санкций за административный проступок, закреплены статьёй 3.13 Кодекса об административных правонарушениях. Это: беременные, матери детей до 3 лет, военнослужащие, инвалиды 1 и 2 группы, а также сотрудники имеющие специальные звания СК, МВД, нацгвардии, ФСИН, пожарные и таможенники.
Суд устанавливает сроки исправительного труда руководствуясь положениями Уголовного кодекса: их длительность может составлять от 2 месяцев до 2 лет.
Обратите внимание!
Исправительные работы назначаются только в качестве основного наказания.
Исправительные работы могут быть назначены судом виновному по статье 213 «Хулиганство» на срок от одного года до двух лет. Незаконный вылов рыбы на охраняемых природных объектах также может быть наказан исправительными работами на срок до 2 лет.
Статья 291.2 УК РФ «Мелкое взяточничество» предполагает исправительный труд для взяточника, получившего менее 10 тысяч рублей, на срок до 3 лет. Разглашение тайны усыновления также может караться исправительным трудом до 1 года.
Засчитывается ли отпуск в срок
Согласно пункту 6 статьи 40 Уголовно-исполнительного кодекса, ежегодный 18-дневный отпуск предоставляется виновному только по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Дополнительные виды отпусков, предусмотренные Трудовым кодексом, дополнительный оплачиваемый отпуск по учебе, за свой счет, декретный и по уходу за ребенком предоставляется осужденным сотрудникам на общих основаниях в рамках трудового законодательства.
Обратите внимание!
Согласно пункту 3 статьи 42 Уголовно-исполнительного кодекса, период времени, когда виновный в уголовном деянии не осуществлял трудовой деятельности не входит в срок исправительного труда.
В случаях необходимости оформить декретный отпуск, осужденная обращается в суд с ходатайством об отсрочке на данный период.
Ответственность за уклонение от исправительных работ
За уклонение от исправительных работ предусмотрена ответственность от вынесения предупреждения до замены на срок лишения свободы. Также санкции предусмотрены за нарушение порядка и условия отбытия данного вида мер, применяемых за уголовные деяния противозаконного характера.
Статья 46 Уголовно-исполнительного кодекса за неявку на работу без уважительных причин в течение 5 дней предусматривает вынесение предупреждения о возможном изменении вида санкций. Аналогичные меры применяются к виновным в нарушении закона, приходящим на работу в состояние опьянения.
Инспектор может обязать осужденного являться в государственный орган для отметки 2 раза в месяц.
Когда преступник скрывается, не оповестив об этом инспектора, его объявляют в розыск с возможным задержанием на двое суток. Арест по данному факту может быть продлен до 30 дней.
Обратите внимание!
Лицам, приговоренным к работам и злостно уклоняющимся от них, по решению суда изменяется форма наказания на принудительные работы и реальное лишение свободы.
Статья 53.1 Уголовного кодекса закрепляет применение принудительных работ для приговоренных к заключению на срок до 5 лет. В отличии от исправительной трудовой деятельности, принудительная отбывается исключительно в местах, которые определяют органы уголовно-исполнительной системы.
Когда возможна замена исправительных работ на лишение свободы
Пункт 5 статьи 50 Уголовного кодекса предусматривает замену исправительных работ на лишение свободы при злостном уклонении виновного от назначенной меры наказания. Расчет срока лишения свободы осуществляется по соотношению три дня исправительных работ — один день лишения свободы.
Таким образом, приговоренный к 1 году исправительной трудовой деятельности по статье хулиганство, при злостном уклонении, может отправиться в тюрьму на 122 дня.
Следующая