Закон «О таможенном тарифе»: редакция 2020 года

Главные тезисы Федерального закона о таможенном тарифе:

  1. Регламент и обоснование для применения ставок;
  2. Процедура расчета размера тарифов;
  3. Составление перечня товаров, на которые взимается пошлина;
  4. Особенности наложения пошлин на импортируемые товары в зависимости от страны происхождения;
  5. Порядок выделения льгот по тарифам, привилегий, квот.
  • Р. 1 (ст. 1 – 5) – основные задачи закона, процесс установления тарифов и пр.;
  • Р. 2 (ст. 6 – 11) – пояснения по сезонным и специфическим пошлинам;
  • Р. 3 (ст. 12 – 17) – описание стоимости товаров, определяемых для расчета таможенных платежей в качестве налоговой базы;
  • Разделы 4 и 5 утратили актуальность;
  • Р. 6 (ст. 34 – 37) – положения о тарифных преференциях;
  • Р. 7 (ст. 38) – итоговые аспекты.

Классификация пошлин согласно закону:

  • Адвалорный – тариф, который взимается в виде процента от таможенной стоимости на товар вне зависимости от его вида и типа;
  • Специфический – здесь для исчисления ставки на пошлину берется не процент от цены товара, а фиксированная ставка за единицу в математическом определении (тонна, килограмм и пр.);
  • Комбинированный тариф – сочетает в себе два предыдущих.

Основные положения закона N 5003-1

Текст закона дает представление о ключевых тезисах, затрагиваемых в документе. Согласно содержанию раздела I, взимание обязательного платежа за ввоз/вывоз товаров через границу таможни необходимо по ряду следующих причин:

  • В качестве фактора усовершенствования состава продукции, которая попадает на территорию российского государства;
  • Корреляции норм между объемами экспортируемых и импортируемых товаров;
  • Определения коэффициента пропорций валютных расходов и прибыли;
  • Создания условий для здоровой конкуренции с иностранными импортерами;
  • Улучшения среды для активности отечественных субъектов, занимающихся экспортом, для их выхода на международные рынки;
  • Приращения государственных доходов.

Регламент тарифов по обязательным таможенным платежам приводится в ст. 3. Она устанавливает, что размер взимаемой пошлины является константным и не может подвергаться модификациям по инициативе импортеров и экспортеров.

Закон допускает возможность внедрения пошлинных преференций для стран, с которыми Россия находится в благоприятствующих партнерских отношениях: для них разрешено использование тарифов Таможенного союза. Размер тарифов в соответствии с реестром товаров регулирует правительство РФ.

к содержанию ↑

Последние изменения

В декабре 2016-го (28.12) был издан N 507-ФЗ, на основе которого в законе о таможенном тарифе появились поправки. К новой редакции относится текст статьи 3.1, описывающей принцип установления таможенных ставок на сырую нефть и другие нефтепродукты.

Список товаров, на которые распространяется данный метод расчета, регламентирует правительство.

Содержание данной части закона отражают следующие пункты, наиболее важные из них заключают, что:

  • За ориентир для расчета формулы берется среднее ценовое значение стоимости экспортной нефтяной смеси Urals;
  • В компетенцию уполномоченного федерального органа исполнительной власти входит процесс расчета ставки. Срок действия полученного тарифа составляет 30 дней. Спустя месяц процедуру калькуляции повторяют;
  • Опись расчета вносится в официальный информационный источник. Его публикуют за четыре дня до первого числа наступающего месяца;
  • При вычислении размера таможенной ставки следует округлять полученное значение в сторону уменьшения до десятичного знака;
  • Оценка стоимости нефти марки Urals должна периодически повторяться заново; Начало данного процесса обычно приходится на 15 календарный день месяца по 14 число месяца, следующего за ним;
  • Закон полагает невозможность превышения уровня ставки, которая была рассчитана по приведенной в настоящей статье формуле;
  • В полномочия членов российского правительства может входить принятие других формул расчета нефтяных ставок, если того требуют условия.

Уполномоченные лица Правительства России могут устанавливать иные формулы для расчета пограничного тарифа на нефть, которая обладает следующими характеристиками:

  1. Нефть, обладающая рядом специфических свойств, добываемая в Якутской и Иркутской областях, Краснодарском крае и некоторых иных российских регионах;
  2. Нефть, добываемая в подводных границах дна внутренних морских вод и в континентальном шельфе зоны охвата, принадлежащих РФ

В статью был внесен новый пункт под номером 5.1. Его содержание устанавливает, что сроки ограничения по применению ставки в отношении экспортного таможенного тарифа не применяют к сырой нефти, которая была добыта при соблюдении как минимум одного из нижеперечисленных условий:

  1. Объем не более тысячи тонн, степень выработанности – не больше 1% (на 01.01.2015);
  2. Запас добытой нефти был внесен в государственный баланс после 01.01.2015;
  3. Степень выработанности вычислена в соответствии с п. 5 ст. 342.2 Налогового кодекса РФ.
к содержанию ↑

Скачать действующую редакцию закона о таможенном тарифе

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 21 мая 1993 года №5003-1

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 07.08.1995 г. №128-ФЗ, 25.11.1995 г.

№185-ФЗ, 27.12.1995 г. №211-ФЗ, 05.02.1997 г.

№25-ФЗ, 10.02.1999 г. №32-ФЗ, 04.05.1999 г.

№95-ФЗ, 27.05.2000 г. №74-ФЗ, 27.12.2000 г.

№150-ФЗ, 08.08.2001 г. №126-ФЗ, 29.12.2001 г.

№190-ФЗ, 30.12.2001 г. №194-ФЗ, 29.05.2002 №57-ФЗ, 25.07.2002 г.

№116-ФЗ, 24.12.2002 г. №176-ФЗ, 06.06.2003 г.

№65, 07.07.2003 г. №124-ФЗ, 08.12.2003 г.

Мнение эксперта
Новиков Георгий Яковлевич
Юрист-практик с 6-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Большой опыт в экспертизе документов.

№159-ФЗ, 23.12.2003 г. №186-ФЗ, 07.05.2004 г.

№33-ФЗ, 29.06.2004 г. №58-ФЗ, 22.08.2004 г.

№122-ФЗ, 21.07.2005 г. №112-ФЗ, 08.11.2005 г.

№144-ФЗ, 20.12.2005 г. №168-ФЗ, 27.07.2006 г.

№145-ФЗ, 10.11.2006 г. №191-ФЗ, 01.12.2007 г.

№310-ФЗ, 03.12.2007 г. №321-Ф3, 03.12.2008 г.

№234-ФЗ, №250-ФЗ, 30.12.2008 г. №314-ФЗ, 28.06.2009 г.

№125-ФЗ, 08.12.2010 г. №335-ФЗ, 28.11.2011 г.

№338-ФЗ, 06.12.2011 г. №409-ФЗ, 03.12.2012 г.

№239-ФЗ, 23.07.2013 г. №213-ФЗ, 30.09.2013 г.

№263-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2014 г.), 30.09.2013 г.

№268-ФЗ (см. вступ.

в силу), 02.11.2013 г. №306-ФЗ (см.

вступ. в силу), 04.03.2014 г.

№22-ФЗ, 24.11.2014 г. №366-ФЗ, 28.11.2015 г.

№324-ФЗ, 05.04.2016 г. №100-ФЗ, 28.12.2016 г.

№507-ФЗ, 19.07.2018 г. №201-ФЗ (см.

вступ. в силу), 03.08.2018 г.

№305-ФЗ (см. вступ.

в силу), 01.05.2019 г. №72-ФЗ, 18.02.2020 г.

№24-ФЗ)

к содержанию ↑

Раздел 1. Общие положения

Статья 1. Цели настоящего Закона

Настоящий Закон определяет порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, случаи освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, особенности применения ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза, а также особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот.

(Статья 1 изложена в новой редакции в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 06.12.2011 г. №409-ФЗ)

Статья 2.

Утратила силу в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 06.12.2011 г. №409-ФЗ

Статья 3. Ставки таможенных пошлин и порядок их установления

1. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, осуществляющих ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

2. В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее — Таможенный союз).

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза, увеличенные вдвое, за исключением случаев предоставления тарифных преференций на основании положений международных договоров государств — членов Таможенного союза, международных договоров Российской Федерации.

В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами государств — членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации.

3. Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей.

В отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются в порядке, предусмотренном статьей 3.1 настоящего Закона. На отдельные категории товаров, определяемые Правительством Российской Федерации, за исключением товаров, указанных в статье 3.1 настоящего Закона, ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации в порядке и по формулам, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Утратил силу в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 03.12.2012 г. №239-ФЗ .

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 28.11.2011 г. №338-ФЗ, 06.12.2011 г. №409-ФЗ, 03.12.2012 г. №239-ФЗ)

Статья 3.1. Порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти

1. Настоящая статья определяет порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

Мнение эксперта
Новиков Георгий Яковлевич
Юрист-практик с 6-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Большой опыт в экспертизе документов.

2. Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, устанавливаются Правительством Российской Федерации в следующем порядке.

Правительство Российской Федерации устанавливает формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин (включая особые формулы расчета, устанавливаемые в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи), в которых должна учитываться средняя цена на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за последний период мониторинга, проводимого в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

Таможенный тариф

Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении таможенной границы. Ставки приводятся в соответствие с систематизированным перечнем товарной номенклатуры.

Требуется уточнить, что таможенная граница может не совпадать с границами государства, и включает в себя все точки отправления и поступления товаров, например, порты, аэропорты, вокзалы. Она может включать в себя границы государств, объединившихся в таможенный союз, на территории которого применяется единый таможенный тариф.

Структура таможенного тарифа

Структура таможенного тарифа строится из товарной номенклатуры и ставок таможенных пошлин. Строка таможенного тарифа включает в себя: код товара, его название и описание, соответствующие им значения ставок. В более сложной структуре могут указываться различные преференции, льготы, квоты.

Виды таможенных тарифов

Существует множество классификаций таможенных тарифов. В первую очередь выделяют два вида: простые и сложные.

  • Простой подразумевает, что каждому товару соответствует только одна ставка таможенной пошлины, применяемая в любом случае.
  • Сложный подразумевает, что к каждому товару соответствует несколько ставок таможенных пошлин (две или больше). Практически во всех странах используются сложные таможенные тарифы, дающие возможность гибкого применения таможенных пошлин.

Виды таможенных тарифов по перемещению товара:

  • Тариф на импорт.
  • Тариф на экспорт.

Суть и цель применения таможенного тарифа – управление внешнеторговой деятельностью.

Цели применения таможенного тарифа

Применение таможенного тарифа позволяет добиваться несколько целей:

  • управление потоком товаров, перемещаемых через таможенную границу для достижения оптимального соотношения между импортом и экспортом;
  • регулярное пополнение бюджета страны;
  • защита интересов товаропроизводителей страны от конкуренции с зарубежными товарами;
  • создание условий для эффективной интеграции в мировую экономику.

В России первый таможенный тариф был издан в 1724 г. в эпоху царствования Петра 1. Он представлял собой перечень привозных и отпускных товаров в алфавитном порядке, с указанием собираемых пошлин. Размер пошлины устанавливался в зависимости от цены товара, его веса или меры. С тех пор таможенные тарифы неоднократно менялись.

к содержанию ↑

Закон о таможенном тарифе

В 1991 г. был принят Закон СССР «О таможенном тарифе», прекративший действие после того, как перестал существовать СССР.

В 1993 г. был принят Закон РФ «О таможенном тарифе». В соответствии с законом ставки ввозных таможенных пошлин утверждаются Правительством РФ. Закон РФ «О таможенном тарифе» действует и сейчас и является правовой основой для: для порядка применения ставок вывозных таможенных пошлин (экспортных), предоставления преференций и льгот.

к содержанию ↑

Таможенный тариф РФ

Единый таможенный тариф ТС (таможенного союза)

Таможенный союз трёх стран России, Белоруссии, Казахстана был создан в 2010 году, его управляющим органом стала Комиссии Таможенного союза (КТС). Первое время между странами шли сложные интеграционные процессы.

Единый таможенный тариф ТС вступил в силу с 1 января 2012 года Решением Комиссии Таможенного союза (КТС) от 18.11.2011 № 850. Этим же документом была утверждена новая редакция Единой товарной номенклатуры.

С 2012 года наднациональным регулирующим органом Таможенного Союза стала Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), которая стала преемницей КТС. В течение этого же года было принято Решение Совета ЕЭК от 16 июля 2012 г.

N 54, которое утвердило вышедшую новую редакцию единой ТН ВЭД ТС и Единого таможенного тарифа Таможенного Союза (ЕТТ ТС). Принятие этих документов было вызвано вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и взятыми в связи с этим обязательствами.

Так как Белоруссия и Казахстан не были членами ВТО, то для этих стран был установлен переходный период. Образованный ТС является открытой организацией, готовой к присоединению новых участников.

В 2011 году намерение присоединиться выразила Киргизия, одобрение было получило в 2014 году. В 2013 году намерение присоединиться появилось у Армении, одобрение было получено в 2013 году.

В 2014 году Киргизия и Армения вошли в состав ТС, однако действовавшие Таможенные тарифы этих стран отличались от Единого Таможенного тарифа ТС. Для вновь присоединившихся стран на время переходного периода действовали льготные условия, во время которого ставки ввозных пошлин на некоторые товары оставались прежними.

После окончания переходного периода, льготный период закончился и в действие вступили таможенные пошлины ЕТТ ТС.

Пример. До окончания переходного периода ставки ввозных таможенных пошлин на автомобили в Армении были значительно ниже, чем в других странах ТС. По этой причине стоимость автомобиля, ввезённого в Армению из США, была значительно ниже по сравнению с другими странами ТС.

Использовать ввезённый автомобиль можно было по всей территории ТС.

к содержанию ↑

Единый таможенный тариф ЕАЭС

С 1 января 2015 года был создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС), объединивший 5 стран: Россию, Белоруссию, Казахстан, Армению, Киргизию. Решением Совета ЕЭК от 10.12.2014 N 112 были внесены изменения в Решение Совета ЕЭК 54 в результате которых ТС был переименован в ЕАЭС, так появился Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС).

Ставки таможенных пошлин были приведены в соответствие с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), основанной на Гармонизированной системы описания и кодирования товаров. Эта система состоит из видов товаров и присвоенным им кодам ТН ВЭД, состоящим из 10 цифр.

Единый таможенный тариф состоит из 21 раздела (97 групп), содержащих все виды товаров. Указанные в нём ставки таможенных пошлин действуют на территории всех стран-членов ЕАЭС, что позволяет проводить единую таможенную политику.

Автор статьи
Новиков Георгий Яковлевич
Юрист-практик с 6-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Большой опыт в экспертизе документов.
Следующая
ДругоеЗакон "О пенсионном обеспечении военнослужащих" в редакции 2020 года

Добавить комментарий

Adblock
detector